ornix (ornix) wrote,
ornix
ornix

Как я сходил на Эльбрус (часть III)

Часть I: Как я сходил на Эльбрус (часть I)
Часть II: Как я сходил на Эльбрус (часть II)

Утро выдалось солнечным и морозным. За ночь вершины обильно присыпало снегом, и вид из палатки открывался потрясающий.

Сегодня по плану было подняться на гору по канатной дороге до станции Гарабаши, отметка 3800м, но плану этому не суждено было сбыться -- "старая" канатка не работала по причине закончившейся аренды, а в "новой" шквальным ветром порвало какой-то кабель. Прогноз был неутешительный: подъёмник не будет работать ещё минимум 2 дня. Всё это несколько осложняло ситуацию, потому что хорошей погоды на горе было обещано немного, а нужно ещё успеть акклиматизироваться на высоте. Группа, с которой я познакомился на Чегете, решила поехать полазить по скалам близ города Тырныауз, и я охотно присоединился к ним. Так прошёл и этот день.
На следующее утро, так как делать было особо нечего, я снова пошёл на обсерваторию "Терскол", разносить высотные ботинки перед горой. Никаких сложностей подъём у меня уже не вызывал, однако после водопада Девичьи косы снега стало всё больше и больше, а ещё через полчаса пути его было выше колена. Приходилось "тропить" -- то есть прокладывать в снегу тропу самостоятельно, а это уже съедало огромное количество сил.


Дойдя до обсерватории, я поспешил назад. Во время прогулки выяснился пренеприятнейший факт: горные ботинки, купленные летом по объявлению, сильно жмут по ширине стопы. Обидно, но делать нечего -- придётся брать в прокате, иначе вершины мне не видать. На завтра был запланирован подъём на приют "Мария" (4100м) на канатке или пешком, если канатку не починят, поэтому сегодня нужно было арендовать всё недостающее снаряжение. На фото широко известный в узких кругах Культур-Мультур, наверное, лучший прокат в Приэльбрусье.

В прокате я взял ботинки, тёплые варежки и пуховик, так как меня запугали сильными морозами. Пошёл сильный снег, и я решил перебраться в отель в поляне Азау на ночь перед подъёмом, чтобы не поиметь проблем с ездой по сугробам. Надо было спешить, дорогу стремительно заметало. Быстро собрав в рюкзак вещи, которые мне понадобятся на восхождении, я сел на мотоцикл и, выставив ноги для страховки, по свежему снегу аккуратно выехал из леса, где стояла палатка. До поляны Азау доехал без проблем, а вот к месту парковки самостоятельно подняться в горку не смог, она успела покрыться льдом, побуксовал, чудом не упав и остановился. Проходившие мимо люди бросились меня заталкивать, зрелище было прекрасное: зима, идёт снег, дурачёк на мотоцикле со столитровым рюкзаком за спиной пытается заехать в гору, а сзади двое прохожих его толкают; жаль, никто не заснял. Снег валил всю ночь, наутро выглядело это так:

Было очевидно, что набрать за световой день более полутра километров высоты пешком после такого снегопада не получится, но мне повезло, канатную дорогу включили, можно было ехать наверх.

Чтобы доехать до 3800м, нужно сделать 2 пересадки: 1я очередь -- Азау - Старый кругозор, 2я -- Старый кругозор - станция Мир, 3я -- станция Мир - станция Гарабаши.


От конечной станции Гарабаши до приюта Мария нужно набрать ещё 300 метров вверх. Приют Мария -- это пара вагончиков и кухня, расположенных немного выше сгоревшего знаменитого Приюта Одиннадцати.

А это туалет приюта Мария, ходить в который лучше всего в кошках и в системе (а лучше не ходить вообще) :)

Вышли немного прогуляться. Дул достаточно сильный ветер, поэтому было прохладно, не смотря на ясную солнечную погоду.

Разболелась голова, идти назад к приюту было необычайно влом.

К 7 часам вечера быстро стемнело, надо было ложиться спать, ибо в темноте здесь делать больше особо и нечего. Заряд на телефоне приходилось беречь, так как электричества здесь нет, хотя связь с переменным успехом ловилась. Уснул только под утро на пару часов.
После завтрака впервые в жизни надел кошки и пошёл в сторону Скал Пастухова. Кошки это класс, можно идти хоть вверх, хоть вниз по заледеневшему склону и не скользить.

Не знаю, почему их назвали Скалы. Для скал, на мой взгляд, маловато.

Передохнув, пошёл выше. Хотел дойти до начала Косой Полки, но через полчаса силы начали кончаться -- я впервые был на высоте 4800м, пришлось возвращаться назад к Скалам Пастухова, туда как раз дошли ребята и собирались проводить ледовые занятия. Освежил в памяти и опробовал технику зарубания на склоне, спасибо парням из ExtremeGuide за инструктаж.

Один из них, сходя до ветру, обнаружил вот такую трещину. Свались в неё -- и никто никогда тебя не найдёт.

Дальше был монотонный спуск с палящим солнцем в лицо, обед и попытка уснуть засветло, так как этой же ночью решено было штурмовать вершину -- хорошей погоды оставалось немного. И снова я не спал, на этот раз совсем. Думается мне, всему виной цитромон с кофеином в составе, которым я постоянно заедал головную боль на высоте.
Подъём был в 23:00, старт по плану в полночь. Встал я почему-то с сильной болью в животе, даже шевелиться было неприятно. Стартовать вместе с группой я не мог, но это меня совсем не расстроило, я ведь хотел сделать всё самостоятельно. Погулял вокруг приюта с час, боль ушла. Тщательно подогнав кошки к ботинкам, я включил налобный фонарь и вышел в морозную темень. По ощущениям было -17 -- -20, свет от полной луны отражался от снега -- очень красиво. Желания идти особо не было, подумал, что сейчас немного поднимусь, быстро замёрзну и вернусь спать. Шёл, шёл, шёл -- долгие передышки делать не получалось, моментально замерзали ноги и руки. Вот уже и Скалы Пастухова позади. На высоте примерно 5000м после сломанного ратрака горняшка накрыла весьма ощутимо. Довольно-таки новые для меня ощущения. Голова болела и немного кружилась, появилось чувство паники, которое сменялось то смехом, то пением песен. Немного пугало, что если меня сейчас вырубит, то некому будет меня оживить -- фонарей ниже по склону я не видел. Было холодно, я очень ждал восхода, чтобы немного согреться. Солнце застало меня где-то на Косой Полке, где я и запечатлел своё неадекватное уставшее лицо.

На самом деле я помню всё урывками, в голову дало основательно. Потом была Седловина -- перевал между Восточной и Западной вершинами. До цели оставался последний рывок, но какой же он был тяжёлый... В конце подъёма на плато догнал ребят из группы. Последние 100 метров до отметки 5642м шёл со скоростью раненой черепахи, шажки длиной сантиметров по 20, со стороны, наверное, забавное зрелище для тех, кто не в теме. И главный приз -- а-а-а-а-автомобиль вершина! Время 8:45 -- 7 с половиной часов с момента старта. Неплохой результат, спасибо погоде.

Думаю, это было самое физически сложное, что я делал в своей жизни. Часто возникает вопрос: зачем всё это? Зачем мёрзнуть, запредельно уставать, рисковать жизнью, тратить немалые деньги на снарягу в конце-концов? Ради чего? Чтобы 20 минут постоять на вершине? Пока что у меня нет ответа на этот вопрос, но точно могу сказать: я ощутил нечто, ранее не испытанное, словами это чувство передать сложно. Но ликовать было рано. Если вы смотрели фильмы про альпинистов, то знаете, что все проблемы всегда случаются именно на спуске. Склон от самой вершины был непростой и опасный. По неопытности я оставил ледоруб на седловине вместе с рюкзаком, о чём очень сильно пожалел. Дважды, неудачно поставив ногу, я терял равновесие и начинал скатываться вниз, но на счастье оба раза мне удалось зарубиться треккинговой палкой, благо, я смотрел ютуб и примерно знал, что нужно делать. Дальше никаких сложностей не было, кроме палящего в глаза солнца, которое безжалостно сожгло мне лицо до волдырей и хрустящей корочки. Скучный, утомительный спуск до приюта. Хотелось поскорее оказаться на земле. Быстро собрал вещи и, шатаясь, на автопилоте спустился к канатке на отметку 3800м по размолоченной ратраком тропе.
Погода внизу эти дни стояла хорошая, снег почти растаял, что позволило мне спокойно завести мотоцикл и доехать до Терскола. После такого напряжения очень хотелось поспать в тепле, а не в палатке, но 1400р на отель было жалко. Обычно в таких ситуациях приключается какая-то интересная случайность. Так и произошло: выходя из магазина в Терсколе, я увидел доверху гружённый мотоцикл BMW R1150GS с номерами евросоюза. Водителя звали Майлош, он родом из Чехии, сейчас путешествует и приехал сюда, чтобы подняться на Эльбрус.

Он неплохо говорил по-русски, но общались мы преимущественно на английском. Мы нашли комнату в частном доме за 500р с человека и расположились там. Майлоша интересовали некоторые подробности восхождения, я постарался максимально подробно рассказать ему всё, что знаю. Приняв душ, уснул, лишь только коснувшись головой подушки.
Утром я отвёл своего чешского друга зарегистрироваться в МЧС, а потом в прокат, арендовать недостающее снаряжение. Там мы обменялись контактами и попрощались: он остался выбирать себе ботинки, а я отправился к палатке собираться в обратную дорогу.

Собрав рюкзак и, закрепив его на мотоцикле, я смазал цепь и поехал домой.


До свидания, Эльбрус, до свидания, Приэльбрусье! Я обязательно вернусь!

Tags: Альпинизм, Путешествия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments